Налогообложение доходов физических лиц регулируется Законом о подоходном налоге (
Zakono dohodnini - ZDoh-2, далее - Закон 1) и Законом о налоговой процедуре (
Zakon o davčnem postopku - ZDavP-2, далее - Закон 2). При общей системе налогообложения взимается
подоходный налог (ПН).
Порядок уплаты ПН с дохода по трудовому договору зависит от трех основных факторов:
- места выполнения трудовой деятельности (на территории Словении или за границей);
- статуса работодателя (признается ли работодатель налоговым агентом);
- налоговый статус работника (признается ли физическое лицо - получатель дохода
налоговым резидентом в Словении).
Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в Словении является доходом из источников в Словении (п. 9 Закона 1). А вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей вне Словении является доходом из источников за пределами Словении. При этом место выполнения трудовых обязанностей определяется не по месту нахождения работодателя, а по месту работы самого работника с учетом условий его трудового договора.
Кроме того, вознаграждение от работы по найму признается доходом от источника в Словении, если соответствующие расходы учитываются в расходах у работодателя - словенской организации или в расходах иностранной организации, являющейся налогоплательщиком в Словении (ст. 10 Закона 1).
Следовательно, при работе на словенского работодателя, даже если работа фактически выполняется за пределами Словении, получаемая зарплата признается доходом от источника в Словении.
Признание оплаты труда доходом от источников в Словении или доходом от источников за пределами Словении влияет на порядок налогообложения подоходным налогом.
По общему правилу, независимо от места осуществления трудовой деятельности, словенский работодатель признается налоговым агентом в отношении доходов сотрудников - как налоговых резидентов, так и нерезидентов. Налоговый агент должен рассчитать, удержать и уплатить в бюджет ПН (ст. 123-125 Закона 1, ст. 281 Закона 2).
При этом налоговым агентом может признаваться также и иностранная организация, которая имеет в Словении филиал или представительство или иное подразделение, подлежащее постановке на налоговый учет.
Обязанности налогового агента в таком случае исполняются таким иностранным работодателем в порядке, аналогичном действующему для
работодателя из Словении.
Если же работодателем является иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в Словении, то она не признается налоговым агентом. В таком случае работник декларирует доходы и уплачивает ПН самостоятельно.
Порядок декларирования и уплаты налогаНалоговым периодом для ПН является
календарный год (ст. 15 Закона 1).
При получении дохода от трудовой деятельности на иностранного работодателя, который не является налоговым агентом, работник должен подать налоговую декларацию (ст. 285 Закона 2).
В Словении исчисление подоходного налога с зарплаты от иностранного работодателя осуществляется в 3 этапа (ст. 288 Закона 2):
1) работник подает в течение года декларации о предварительном исчислении налога;
2) налоговый орган принимает решение о сумме авансовых платежей в течение года, а также осуществляет информативный расчет налога по итогам года;
3) фактический доход и фактический подоходный налог определяется по данным информативного расчета налогового органа при отсутствии возражений налогоплательщика (или по итогам таких возражений, в том числе при заявлении налоговых вычетов).
Если работодатель не является налоговым агентом (например, является иностранной организацией без присутствия в Словении), то работник должен подать налоговую декларацию о предварительном исчислении ПН в срок
до 15 числа следующего месяца (ст. 288 Закона 2).
Если работник получает регулярный ежемесячный доход, то он должен подавать декларацию при начале трудовые отношения, а также при изменении условий трудового договора в части размера оплаты труда более чем на 10%, -
в течение 15 дней после получения, соответственно, первой зарплаты или зарплаты в ином размере (ст. 288 Закона 2). Налоговый орган на основании такой декларации принимает решение о сумме авансовых платежей в течение 15 дней со дня подачи такой декларации (ст. 291 Закона 2).
Авансовые платежи подлежат уплате
в течение 30 дней с момента получения дохода (ст. 292 Закона 2).
Фактический ПН определяется налоговым органом в информативном расчете, который должен быть направлен налогоплательщику
не позднее 31 мая следующего года. При этом налогоплательщик - резидент вправе подать возражения к таком расчету
в течение 15 дней после получения путем подачи дополненного информативного расчета, который признается декларацией налогоплательщика. В случае, если информативный расчет не был получен от налогового органа, налогоплательщик должен самостоятельно подать декларацию
в срок до 31 июля. (ст. 267 Закона 2).
Расчет суммы налогаСумма дохода, полученного по трудовому договору, подлежит уменьшению на величину
обязательных социальных взносов, произведенных работником (ст. 41 Закона 1).
Для целей налогообложения ПН предусмотрен ряд освобождений от налогообложения и льгот, в частности (ст. 39, 44, 65 Закона 1):
- льготное питание во время работы, использование мест отдыха и развлечений за счет работодателя и иные подобные выгоды (при условии их предоставления всем работникам на одинаковых условиях);
- оплата дополнительного образования и обучения, связанных с деятельностью работодателя;
- предоставление работодателем парковочных мест, компьютерного оборудования и оборудования связи;
- подарки стоимостью до €42, предоставляемые в декабре детям работников в возрасте до 15 лет;
- страховые взносы на добровольное пенсионное страхование и страхование по инвалидности, уплачиваемые работодателем страховой компании в Словении или из другой страны ЕС, но не более 24% страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование от потери трудоспособности или €2390 в год (данный лимит подлежит ежегодной индексации);
- возмещение транспортных расходов на поездки на работу и обратно, а также расходы в связи с командировками, в пределах установленных лимитов;
- юбилейная премия за общий стаж или за общий стаж работы у последнего работодателя;
- выходное пособие при расторжении трудового договора, выплачиваемое в установленном порядке, но не более 10-кратный размер средних зарплат в Словении;
- премии работникам не более двух раз за календарный год, выплачиваемые по условиям коллективного договора и в пределах средней зарплаты в Словении.
Кроме освобождений от налогообложения, доступных как для резидентов, так и для нерезидентов, также предусмотрены вычеты, применение которых зависит от налогового статуса работника (резидент или нерезидент), о чем подробнее сказано
ниже в соответствующем разделе.
Также предусмотрено уменьшение налоговой базы в связи приемом на работу молодых работников (до 29 лет) и работников предпенсионного возраста (старше 55 лет) либо дефицитных работников (по перечню Минтруда страны) - налоговая база уменьшается в течение 24 месяцев на 45% от заработной платы таких работников. А при приеме на работу лиц в возрасте до 25 лет, для которых это первая работа, вычет составляет 55% от зарплаты таких лиц (ст. 61а Закона 1).
Сумма полученного дохода за минусом применимых налоговых вычетов, именуется чистая налоговая база. От величины чистой налоговой базы (доход - для целей определения налоговой ставки) зависит подлежащая применению налоговая ставка (ст. 119 Закона 1).
Доходы от трудовой деятельности облагаются по следующим налоговым ставкам, независимо от налогового статуса как работника, так и работодателя (ст. 122 Закона 1):
- 16% (доход до €8 755);
- 26% (доход более €8 755 до €25 750);
- 33% (доход более €25 750 до €51 500);
- 39% (доход более €51 500 до €74 160);
- 50% (доход более €74 160).
Работники в Словении (как резиденты, так и нерезиденты) уплачивают
страховые взносы, суммарный процент для исчисления которых -
22,1%. Подробнее см.
ниже.
Ниже описаны особенности налогообложения ПН оплаты труда в зависимости от
налогового статуса физического лица. Также приведена краткая справка о критериях налогового резидента в Словении.