Nomads & Expats Taxation

Наши партнеры в Словении

Налоги в Словении с зарплаты от иностранного работодателя

Налогообложение доходов физических лиц регулируется Законом о подоходном налоге (Zakon
o dohodnini - ZDoh-2, далее - Закон 1) и Законом о налоговой процедуре (Zakon o davčnem postopku - ZDavP-2, далее - Закон 2). При общей системе налогообложения взимается подоходный налог (ПН).
Порядок уплаты ПН с дохода по трудовому договору зависит от трех основных факторов:
- места выполнения трудовой деятельности (на территории Словении или за границей);
- статуса работодателя (признается ли работодатель налоговым агентом);
- налоговый статус работника (признается ли физическое лицо - получатель дохода налоговым резидентом в Словении).

Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в Словении является доходом из источников в Словении (п. 9 Закона 1). А вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей вне Словении является доходом из источников за пределами Словении. При этом место выполнения трудовых обязанностей определяется не по месту нахождения работодателя, а по месту работы самого работника с учетом условий его трудового договора.
Кроме того, вознаграждение от работы по найму признается доходом от источника в Словении, если соответствующие расходы учитываются в расходах у работодателя - словенской организации или в расходах иностранной организации, являющейся налогоплательщиком в Словении (ст. 10 Закона 1).
Следовательно, при работе на словенского работодателя, даже если работа фактически выполняется за пределами Словении, получаемая зарплата признается доходом от источника в Словении.
Признание оплаты труда доходом от источников в Словении или доходом от источников за пределами Словении влияет на порядок налогообложения подоходным налогом.

По общему правилу, независимо от места осуществления трудовой деятельности, словенский работодатель признается налоговым агентом в отношении доходов сотрудников - как налоговых резидентов, так и нерезидентов. Налоговый агент должен рассчитать, удержать и уплатить в бюджет ПН (ст. 123-125 Закона 1, ст. 281 Закона 2).
При этом налоговым агентом может признаваться также и иностранная организация, которая имеет в Словении филиал или представительство или иное подразделение, подлежащее постановке на налоговый учет.
Обязанности налогового агента в таком случае исполняются таким иностранным работодателем в порядке, аналогичном действующему для работодателя из Словении.

Если же работодателем является иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в Словении, то она не признается налоговым агентом. В таком случае работник декларирует доходы и уплачивает ПН самостоятельно.

Порядок декларирования и уплаты налога
Налоговым периодом для ПН является календарный год (ст. 15 Закона 1).
При получении дохода от трудовой деятельности на иностранного работодателя, который не является налоговым агентом, работник должен подать налоговую декларацию (ст. 285 Закона 2).
В Словении исчисление подоходного налога с зарплаты от иностранного работодателя осуществляется в 3 этапа (ст. 288 Закона 2):
1) работник подает в течение года декларации о предварительном исчислении налога;
2) налоговый орган принимает решение о сумме авансовых платежей в течение года, а также осуществляет информативный расчет налога по итогам года;
3) фактический доход и фактический подоходный налог определяется по данным информативного расчета налогового органа при отсутствии возражений налогоплательщика (или по итогам таких возражений, в том числе при заявлении налоговых вычетов).

Если работодатель не является налоговым агентом (например, является иностранной организацией без присутствия в Словении), то работник должен подать налоговую декларацию о предварительном исчислении ПН в срок до 15 числа следующего месяца (ст. 288 Закона 2).
Если работник получает регулярный ежемесячный доход, то он должен подавать декларацию при начале трудовые отношения, а также при изменении условий трудового договора в части размера оплаты труда более чем на 10%, - в течение 15 дней после получения, соответственно, первой зарплаты или зарплаты в ином размере (ст. 288 Закона 2). Налоговый орган на основании такой декларации принимает решение о сумме авансовых платежей в течение 15 дней со дня подачи такой декларации (ст. 291 Закона 2).
Авансовые платежи подлежат уплате в течение 30 дней с момента получения дохода (ст. 292 Закона 2).

Фактический ПН определяется налоговым органом в информативном расчете, который должен быть направлен налогоплательщику не позднее 31 мая следующего года. При этом налогоплательщик - резидент вправе подать возражения к таком расчету в течение 15 дней после получения путем подачи дополненного информативного расчета, который признается декларацией налогоплательщика. В случае, если информативный расчет не был получен от налогового органа, налогоплательщик должен самостоятельно подать декларацию в срок до 31 июля. (ст. 267 Закона 2).


Расчет суммы налога
Сумма дохода, полученного по трудовому договору, подлежит уменьшению на величину обязательных социальных взносов, произведенных работником (ст. 41 Закона 1).
Для целей налогообложения ПН предусмотрен ряд освобождений от налогообложения и льгот, в частности (ст. 39, 44, 65 Закона 1):
  • льготное питание во время работы, использование мест отдыха и развлечений за счет работодателя и иные подобные выгоды (при условии их предоставления всем работникам на одинаковых условиях);
  • оплата дополнительного образования и обучения, связанных с деятельностью работодателя;
  • предоставление работодателем парковочных мест, компьютерного оборудования и оборудования связи;
  • подарки стоимостью до €42, предоставляемые в декабре детям работников в возрасте до 15 лет;
  • страховые взносы на добровольное пенсионное страхование и страхование по инвалидности, уплачиваемые работодателем страховой компании в Словении или из другой страны ЕС, но не более 24% страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование от потери трудоспособности или €2390 в год (данный лимит подлежит ежегодной индексации);
  • возмещение транспортных расходов на поездки на работу и обратно, а также расходы в связи с командировками, в пределах установленных лимитов;
  • юбилейная премия за общий стаж или за общий стаж работы у последнего работодателя;
  • выходное пособие при расторжении трудового договора, выплачиваемое в установленном порядке, но не более 10-кратный размер средних зарплат в Словении;
  • премии работникам не более двух раз за календарный год, выплачиваемые по условиям коллективного договора и в пределах средней зарплаты в Словении.
Кроме освобождений от налогообложения, доступных как для резидентов, так и для нерезидентов, также предусмотрены вычеты, применение которых зависит от налогового статуса работника (резидент или нерезидент), о чем подробнее сказано ниже в соответствующем разделе.

Также предусмотрено уменьшение налоговой базы в связи приемом на работу молодых работников (до 29 лет) и работников предпенсионного возраста (старше 55 лет) либо дефицитных работников (по перечню Минтруда страны) - налоговая база уменьшается в течение 24 месяцев на 45% от заработной платы таких работников. А при приеме на работу лиц в возрасте до 25 лет, для которых это первая работа, вычет составляет 55% от зарплаты таких лиц (ст. 61а Закона 1).

Сумма полученного дохода за минусом применимых налоговых вычетов, именуется чистая налоговая база. От величины чистой налоговой базы (доход - для целей определения налоговой ставки) зависит подлежащая применению налоговая ставка (ст. 119 Закона 1).
Доходы от трудовой деятельности облагаются по следующим налоговым ставкам, независимо от налогового статуса как работника, так и работодателя (ст. 122 Закона 1):
  • 16% (доход до €8 755);
  • 26% (доход более €8 755 до €25 750);
  • 33% (доход более €25 750 до €51 500);
  • 39% (доход более €51 500 до €74 160);
  • 50% (доход более €74 160).

Работники в Словении (как резиденты, так и нерезиденты) уплачивают страховые взносы, суммарный процент для исчисления которых - 22,1%. Подробнее см. ниже.

Ниже описаны особенности налогообложения ПН оплаты труда в зависимости от налогового статуса физического лица. Также приведена краткая справка о критериях налогового резидента в Словении.

Критерии налогового резидента Словении

По общему правилу, налоговыми резидентами признаются лица при выполнении любого из следующих условий (ст. 6 Закона о подоходном налоге - Zakon o dohodnini, ZDoh-2, далее - Закон 1):
  • имеется официально зарегистрированное постоянное место жительства в Словении;
  • имеется свое обычное место жительства или центр своих личных и экономических интересов в Словении, или находится в Словении в общей сложности более 183 дней в любое время в течение налогового года.
В случае выполнения в течение налогового года любого из перечисленных условий, лицо будет признаваться налоговым резидентом в любое время соответствующего года. При этом налоговый год совпадает с календарным (ст. 15 Закона 1).
Из общего правила предусмотрено исключение, согласно которому лицо признается нерезидентом при выполнении всех следующих условий (ст. 7 Закона 1):
1) проживание в Словении исключительно с целью трудоустройства в качестве иностранного эксперта для работы, для которой в Словении недостаточно подходящего персонала;
2) не был резидентом в любое время в течение пяти лет до прибытия в Словению;
3) не является владельцем недвижимости в Словении;
4) будет находиться в Словении в общей сложности менее 365 дней в течение двух последовательных налоговых лет.
Признание физического лица налоговым резидентом Словении не зависит от его гражданства.

Итак, с учетом вашего фактического налогового статуса (статуса вашего сотрудника), кликните ниже на соответствующую кнопку, чтобы ознакомиться с особенностями уплаты ПН, в том числе при изменении налогового статуса (резидент / нерезидент) в течение года.

Также с визуальной схемой налогообложения можно ознакомиться внизу страницы.

Налогообложение оплаты труда налогового резидента Словении

Доходы по трудовому договору налогового резидента Словении облагаются при осуществлении трудовых обязанностей как в Словении, так и за пределам Словении.
Если вы выполняете трудовые обязанности, находясь за пределами Словении, то ваш доход будет облагаться налогом в Словении только если вы признаетесь налоговым резидентом Словении.

Для налоговых резидентов Словении предусмотрены налоговые вычеты, размер которых регулярно индексируется (ст. 127 Закона 1):
  • стандартный вычет в размере €5000 в год (п. 1 ст. 111 Закона 1);
  • дополнительный вычет при годовом доходе до €16 000 определяется по формуле €18 761,4 – 1,17259 x общий доход (п. 2 ст. 111 Закона 1);
  • дополнительный вычет для лиц в возрасте до 29 лет (включая год, в котором исполнилось 29 лет) в размере €1300 (ст. 113 Закона 1);
  • налоговый вычет на членов семьи, находящихся на иждивении. Таковыми являются дети работника, его супруг и родители. Вычет предоставляется в случае письменного уведомления работодателя (ст. 287 Закона 2). Вычет на детей зависит от количества детей, а также их возраста и иных условий (вычета на второго и последующего ребенка определяется путем прибавления определенной суммы к размеру вычета, установленного для первого ребенка (ст. 114, 115 Закона 1):
- €2066 в год за первого ребенка;
- + €166 в год за второго ребенка;
- + €1680 в год за третьего ребенка;
- + €3180 в год за четвертого ребенка;
- + €4680 в год за пятого ребенка
- + €1500 в год за шестого и за последующего ребенка;
- €2066 в год за другого члена семьи на иждивении.
  • вычет на расходы по добровольному пенсионному страхованию, уплаченные организации из Словении или другой страны ЕС, в размере не более 24% величины взносов на обязательное пенсионное страхование и не более €2390 в год. Вычет применяется, в том числе, если взносы оплачивает работодатель (ст. 117 Закона 1).
Вычеты могут быть заявлены в рамках возражений к информативному расчету, полученного от налогового органа (ст. 271 Закона 2).

Как было указано выше, фактический ПН определяется налоговым органом в информативном расчете, который должен быть направлен налогоплательщику не позднее 31 мая следующего года. При этом налогоплательщик - резидент вправе подать возражения к таком расчету в течение 15 дней после получения путем подачи дополненного информативного расчета, который признается декларацией налогоплательщика. В случае, если информативный расчет не был получен от налогового органа, налогоплательщик должен самостоятельно подать декларацию в срок до 31 июля. (ст. 267 Закона 2).

Если налог был уплачен за рубежом

В случае работы за рубежом может возникнуть обязанность уплатить налог в соответствующем иностранном государстве. Налоговый резидент Словении вправе заявить вычет из подоходного налога, уплачиваемого в Словении, суммы налога, уплаченного за рубежом. Такое заявление нужно сделать в налоговой декларации или в рамках возражений на информативный расчет, выполненный налоговым органом (ст. 273, 274 Закона 2).
Для применения такого вычета потребуются документы, выданные иностранным налоговым органом или иностранным налоговым агентом, подтверждающие уплату налога за рубежом. Если к моменту подачи возражений на информативный расчет налогового органа отсутствуют необходимые подтверждающие документы, то уменьшение налога можно заявить позднее, но в пределах 5 лет после соответствующего налогового года (ст. 274 Закона 2).
Сумма вычета иностранного налога не может превышать величину, рассчитанную исходя из норм и налоговых ставок, действующих в Словении, а также величину, рассчитанную исходя из условий соответствующего договора об избежании двойного налогообложения (ст. 137 Закона 1). Кроме того, если сумма налога в Словении меньше суммы вычета иностранного налога, то разница налогоплательщику не возвращается и не переносится на другие годы (ст. 140 Закона 1).
При этом возможет вычет налога, уплаченного не только в стране, с которой Словенией заключен ДИДН (ст. 136 Закона 1).

Необходимо учесть положения заключенных Словенией договоров об избежании двойного налогообложения (ДИДН).

Налогообложение оплаты труда налогового нерезидента Словении

Доходы по трудовому договору налогового нерезидента облагаются в Словении при выполнении трудовых обязанностей на территории Словении.

Для налогового нерезидента Словении, работающего на иностранного работодателя на территории Словении, доступны такие же освобождения от налогообложения, как и для резидента Словении, однако по общему правилу не доступны налоговые вычеты (см. выше).
По общему правилу, уплачиваемые в течение года авансовые платежа подоходного налога признаются окончательной суммой ПН (ст. 124 Закона 1). При этом резидент другой страны ЕС может подать налоговую декларацию, если претендует на налоговые льготы для резидентов стран - участников ЕС (ст. 267 Закона 2).

Сроки декларирования и уплаты авансовых платежей и налога по итогам года для работников резидентов и нерезидентов не отличаются.

В случае осуществления трудовой деятельности за пределами Словении на иностранного работодателя налоговые нерезиденты не уплачивают ПН с полученного от такой деятельности дохода.

Алгоритм уплаты ПН с дохода от иностранного работодателя

* независимо от налогового статуса работника (резидент или нерезидент)

**проверить налоговые обязательства в стране выполнения трудовой деятельности

Если налоговый статус изменился в течение года

Поскольку лицо признается налоговым резидентом в любое время года, если выполняется критерий налогового резидентства, то как правило, налоговый статус в течение года не меняется.
Например, если в начале года был получен доход от источника за пределами Словении и в момент получения дохода лицо не проживало в Словении, но по итогам года были выполнены условия для признания лица налоговым резидентом Словении, то такой доход может облагаться в Словении.

Был резидентом, стал нерезидентом
Если сотрудник иностранного работодателя признается нерезидентом в течение года, то его доход подлежит налогообложению подоходным налогом в Словении только при выполнении трудовых функций на территории Словении. Доход нерезидента при работе за пределами Словении на иностранного работодателя не подлежит налогообложению в Словении.
Если налогоплательщик покидает территорию Словении до 31 мая года, следующего за налоговым годом (срок, в которой налоговый орган направляет информативный расчет налога), и перестанет быть резидентом, то он должен подать декларацию до того, как покинет Словению (ст. 269 Закона 2).

Был нерезидентом, стал резидентом
Если сотрудник был нерезидентом, но по времени нахождения в Словении или по месту жительства стал резидентом Словении, то его доход будет облагаться в Словении, независимо от места выполнения трудовых функций.
ВАЖНО
С зарплаты работников в Словении (как резидентов, так и нерезидентов) подлежат уплате страховые взносы (ст. 8-14 Закона о социальном обеспечении):
  • взносы на пенсионное страхование и страхование инвалидности - 15,5%;
  • взносы на обязательное медицинское страхование - 6,36%;
  • взносы на родительскую опеку - 0,1%;
  • взносы на страхование от безработицы - 0,14%.
Суммарный процент перечисленных взносов, уплачиваемых самим работником, составляет 22,1%.
Взносы уплачиваются с тех доходов по трудовому договору, которые облагаются подоходным налогом, но не превышающих 5 среднегодовых зарплат. Расчет и уплата взносов имеет ряд других особенностей.
Иностранные работники, работающие в Словении, тоже уплачивают взносы. Исключение предусмотрено при работе за рубежом на словенского работодателя, если в соответствующей стране такой работник подлежит обязательному социальному страхованию (ст. 6 Закона об обязательных социальных страховых взносах).

Минимальная база для расчета взносов составляет 60% от среднемесячной зарплаты в Словении (ст. 144 Закона о пенсионном страховании).
При работе за рубежом и/или на зарубежного работодателя возможно удержание социальных взносов в соответствующей стране. При этом их вычет из взносов, уплачиваемых в Словении, не предусмотрен (возможны исключения).
По кнопкам ниже вы сможете проверить, выполняются ли условия для признания вас налоговым резидентом в стране, где вы фактически работаете удаленно, и возникает ли у вас в этой стране обязанность по уплате налога с вашей зарплаты. Также выясните наличие у Словении договора об избежании двойного налогообложения (ДИДН) и его условия применительно к оплате труда.

Валютный контроль в Словении

В Словении отсутствуют ограничения валютного контроля относительно зарубежных счетов граждан Словении. О валютном контроле в странах Евросоюза смотрите здесь.

Если вы имеете (планируете открыть) счет в Словении, возможны ограничения в стране вашего гражданства - выберите соответствующую страну здесь.

Наши партнеры в Словении