Nomads & Expats Taxation
Компетентные органы государств осуществляют обмен информацией в различных сферах международного сотрудничества.
Соответственно, ФНС России утверждает и обновляет перечни государств по разным аспектам взаимодействия в сфере налогового и валютного контроля. Причем утверждены отдельно перечни государств, которые осуществляют обмен информацией, и перечни государств, которые не обеспечивают обмен.
Существуют такие перечни:
  • государства, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией;
  • государства, не обеспечивающие обмен налоговой информацией;
  • государства, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
  • государства, с которыми осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.

Чтобы не путаться в многочисленных утвержденных перечнях и понимать, каким перечнем руководствоваться по тому или иному вопросу, разделим тему на следующие две категории:
1) Автоматический обмен финансовой информацией;
2) Обмен информацией для целей контроля КИК.

Автоматический обмен финансовой и налоговой информацией в 2025 году

Обмен финансовой информацией осуществляется на основании двусторонних и/или многосторонних соглашений, в том числе договоров (соглашений) об избежании двойного налогообложения. Процедура такого обмена как правило предусматривает индивидуальный запрос информации о конкретном лице.

В то же время существуют процедуры автоматического обмена, позволяющая государствам получать информацию о своих налоговых резидентах без персонифицированных запросов. Выделим отдельно автообмен ОЭСР и автообмен СНГ.

Автоматический обмен ОЭСР

Многие страны осуществляют автоматический обмен финансовой информацией в рамках разработанного ОЭСР общего стандарта - Common Reporting Standart (CRS) и подписанного странами многостороннего соглашения - Multilateral Competent Аuthority Аgreement (MCAA). На сайте ОЭСР доступна актуальная информация о CRS и MCAA, а проверить наличие автообмена между странами можно здесь.


Автоматический обмен предусматривает передачу между налоговыми ведомствами участвующих в нем стран информации о физических и юридических лицах по критерию налогового резидентства соответствующей страны. В рамках автообмена передается, в частности, следующая информация:
  • о банковских и иных счетах, включая остаток средств на конец года или на дату закрытия счета;
  • о физических лицах - участниках (контролирующих лицах) организаций.
Согласно положениям MCAA информация в рамках автообмена передается ежегодно до сентября следующего года включительно. Следовательно в этот срок информация становится доступна для налоговых органов (в частности, информация о налоговых резидентах РФ доступна для российских налоговых органов).

Россия также имплементировала в свое законодательство нормы, обеспечивающие осуществление автоматического обмена.
На организации финансового рынка в России возложены следующие обязанности в отношении своих клиентов (а равно выгодоприобретателей и лиц, их контролирующих):
  • устанавливать налоговое резидентство клиентов;
  • сообщать ФНС РФ о клиентах, которые являются налоговыми резидентами иностранных государств.
ФНС РФ, в свою очередь, обеспечивает предоставление налоговым органам иностранных государств информации о налоговых резидентах соответствующих государств.
По общему правилу, в рамках автоматического обмена не передается информация о доходах, недвижимости и автотранспорте, принадлежащей нерезидентам (п. 8 ст. 142.1 НК РФ).

Актуальный перечень государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, утвержден Приказом ФНС России от 30.10.2024 N ЕД-7-17/916@.
Наличие (отсутствие) автоматического обмена финансовой информацией влияет, главным образом, на следующие вопросы валютного контроля РФ:

Среди государств, с которыми не осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, выделим следующие (в алфавитном порядке):

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Грузия, Дания, Египет, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Куба, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монголия, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Северный Кипр, Сербия, Словакия, Словения, США, Таиланд, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Шри-Ланка, Эстония. C Арменией Беларусью, Кыргызстаном автоматического обмена также нет, но они являются членами ЕАЭС.

Также для юридических лиц актуален перечень государств, с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами (утв. Приказом ФНС России от 01.12.2023 N ЕД-7-17/915@, а прежде - Приказом ФНС России от 20.12.2022 N ЕД-7-17/1226@).

Автоматический обмен СНГ

Между странами СНГ также осуществляется автоматический обмен финансовой информацией в рамках Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере (Соглашение) и подписанного странами Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами - участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (Протокол).

Автоматический обмен действует между странами: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, РФ. Предусматривается передача между налоговыми ведомствами информации о физических и юридических лицах по критериям налогового резидентства и/или гражданства соответствующей страны. В отношении физических лиц передается, в частности, следующая информация:
  • о задекларированных доходах от работы по найму, по ГПД, в виде дивидендов, процентов, роялти, от отчуждения недвижимости, ценных бумаг и иных доходов, а также уплаченных налогов;
  • об организациях и физических лицах - источниках выплаты доходов физических лиц;
  • о транспортных средствах, недвижимом имуществе и уплаченных налогах в отношении такого имущества.
Согласно положениям Протокола информация в рамках автообмена передается ежегодно до 1 августа следующего года включительно, а в отношении имущества физических лиц - до 15 июня. Следовательно, в этот срок информация становится доступна для налоговых органов (в частности, информация о налоговых резидентах РФ доступна для российских налоговых органов).

Обмен налоговой информацией по КИК в 2025 году

Для целей налогообложения (освобождения от налогообложения) прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) имеет значение территория нахождения такой компании, а именно:
  • наличие с соответствующим государством международного договора об избежании двойного налогообложения;
  • обеспечение соответствующим государством обмена информацией для целей налогообложения.
Актуальный перечень государств, не обеспечивающих обмен налоговой информацией, утвержден Приказом ФНС России от 30.10.2024 N ЕД-7-17/914@, который действует с 31.12.2024.

Среди государств, с которыми не осуществляется обмен налоговой информацией, выделим следующие (в алфавитном порядке):

Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Доминика, Доминиканская республика, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония.

Также следует отметить, что для целей налогообложения (освобождения от налогообложения) дивидендов, полученных от иностранных организаций, а также прибыли иностранных холдинговых (субхолдинговых) компаний имеет значение их место нахождения. По общему правилу, освобождение применяется, если иностранные организации не находятся в оффшорных зонах.
Актуальный перечень оффшорных зон утвержден Приказом Минфина РФ от 05.06.2023 N 86н, который вступил в силу с 01.07.2023 и в который дополнительно включены, в том числе, отдельные страны ЕС, США, Канада, Великобритания, Кипр, Швейцария, Новая Зеландия, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Япония. В отношении компаний из стран, добавленных в перечень, ограничения действуют с 01.01.2024 года.
Ранее действовал Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н, которым, в частности, в этот перечень включены ОАЭ, а Гонконг был исключен из перечня оффшорных зон с 2018 года.